1

Кафедральный собор Успения Пресвятой Девы Марии 1360-1479

Кафедральный собор Успіння Пресвятої Діви Марії 1360-1479

/Архикафедральная базилика Успения Пресвятой Девы Марии/

Пл. Катедральна, 1

Единственным сохранившимся памятником готической архитектуры средневекового Львова является Кафедральный собор Успения Пресвятой Девы Марии.
Кафедральный или Латинский собор ("Катедра", как его называют львовяне) заложен в 1360 году королём Казимиром Великим и возводился по проекту зодчего Петра Штехера. Предполагается, что первым его строителем был львовский мастер Николай Ничко. Надзор за роботами осуществлял П. Штехер, затем - Й. Гром и А. Рабиш.
Собор каменный, трехнефный, зального типа, с вытянутой гранёной апсидой. Основное пространство тяготеет к кубу, но вокруг собора было пристроено множеством часовен, из-за чего объем его усложнен. Памятник имеет 67 метров в длину и 23 метра в ширину. Вертикальность здания усиливает высокий щипец крыши. Башня-колокольня на главном фасаде имеет барочное завершение, расположена асимметрично (вторая башня осталась недостроенной). Планировалось, что у костёла будет две башни, но построили только одну с северной стороны. В интерьере высокие пучковые колонны поддерживают стрельчатые арки и свод с готическими нервюрами; стены и свод покрыты фресками. В интерьере и внешнем декоре здания сохранилось множество произведений мемориальной скульптуры.
Пресвитерий (алтарная часть храма) был окончен в 1404 году и Мацей Янин, Епископ из Перемышля, в 1405 году его освятил. Строительство нефов закончено в в 1474 г. В 1479-1481 годах вроцлавские мастера Иоахим Гром и Амброзий Рабиш закончили строительство храма.
Пожар 1527 г. повредил собор. Сгорела крыша, разрушились своды, расплавились колокола. Но вскоре здание восстановили. Реставрационные работы, проведённые по инициативе тогдашнего главы львовской церкви Архиепископа Вацлава Сераковского в 1765—1772 гг., по проекту и под руководством львовского зодчего П. Полейовского, существенно изменили облик собора, изменив много старых готических надгробий, эпитафий и алтарей, росписи сводов, придав ему популярные тогда позднебарочные формы с элементами рококо. В 1977 г. получила завершение в стиле барокко и рококо 65-метовая башня, по сторонам апсиды пристроены двухэтажные помещения, а с запада — притвор. Скульптуры и резьбу в интерьере по проекту П. Полейовского исполняли М. Полейовский, Я. Овидзкий. Они же создали скульптуры, установленные вокруг костела. Фрески, выполненные в 1771-1775 г.г. принадлежат кисти Станистлава Строинского. В 1859 г. установлена литая металлическая ограда вокруг наружных фигур. С 1892 г. до 1930 г. с перерывами ведутся реставрационные работы с целью вернуть памятнику первоначальный готический облик. Отдельными этапами руководят архит. М. Ковальчук, проф. В. Садловский и проф. Т. Обминский. К этому периоду относятся два портала и боковые часовни, росписи в хоре, витражи по эскизам Я. Матейко и его учеников - Ю. Меххоффера, С. Качор-Батовского и др. Была переделана часовня справа от входа, заменена крыша и покрытие, вместо каменных ваз установлены медные.
До конца XVIII ст. вокруг костёла находилось кладбище с многочисленными часовнями. Судьба часовен была разной - одни разобрали, другие, в частности, Кампианов, Боимов, а также часть часовни с изображением Яна Домагалича и барельеф, на котором изображена семья Домагаличей, остались в прежнем виде. Сегодня собор насчитывает восемь часовен, известнейшая из которых - часовня Кампианов (Господа Иисуса Бичёванного). Кроме того, сохранились часовня Пресвятых Даров, или "Золотая часовня" (Вирхлейских), Божьей Матери и Святого Антония, Господа Иисуса Милосердного, или Божьей Матери Неустанной Помощи, Ченстоховской Божьей Матери, Господа Иисуса Распятого (бывшая Яблоновских), Святого Иосифа (Замойских), Святого Казимира (Бучацких).
• 1 апреля 1656 г. во время шведского нашествия в Латинском Соборе пред ликом чудодейственной иконы Божьей Матери Милосердной, написанной 1598 году, король Ян II Казимир (годы правления 1648-1668) дал обеты и отдал Речь Посполитую под покровительство Божьей Матери, избрав её королевой Польши. (Текст обетов размещён на мемориальной доске в Кафедральнм Соборе в польском городе Ясна Гура).
• В 1765 г. икона Божьей Матери Милосердной - «Прекрасной звезды города Львова» - размещена над главным алтарём собора.
Икона коронована в 1776 г. митрополитом Вацлавом Сераковским.
В 1983 г. икона рекоронована Папой Иоанном Павлом II в польском городе Ченстохова (Częstochowa).
• В 1910 г. Папа Пий Х присвоил собору титул малой базилики. В соборе функционирует санктуарий Матери Божьей Милосердной
• 25 июня 2001 во время паломничества во Львов Папа Иоанн Павел II молился перед чудодейственной иконой в митрополичьей базилике. Папа Иоанн Павел II подарил санктурию Матери Божьей Милосердной золотую розу.
25.06.2003 г. во вторую годовщину посещения Папой Иоанном Павлом II Латинского собора на фронтоне базилики установлен бронзовый барельеф /скульптор Ярослав Скакун/.

В Хорватію на автомобілі

Як дістатися на Малі Лошінь або Брач? Розклад поромів 2017