1

Часовня Боимов. 1609-1617 гг.

Каплиця Боїмів. 1609-1617 рр.

Часовня Боимов находится возле Кафедрального собора Успения Пресвятой Девы Марии (Латинского собора) и являет собой ценнейший памятник эпохи Ренессанса во Львове. Построена в 1609—1617 (по некоторым сведениям в 1609—1615) гг. как родовой склеп семьи Боимов по заказу львовского купца Георгия Боима.
Имя архитектора доподлинно не известно, но предполагается, что им был архитектор и скульптор Андрей Бемер из Вроцлава. Авторами скульптурного декора считаются Г. Шольц, Я. Пфистер, Я. Белый и С. Чешек.
Строительство было начато Георгием (Дьёрдем) Боимом, львовским купцом и ростовщиком венгерского происхождения, и завершено его сыном Павлом-Георгием.
В 1609—1611 гг., был выстроен основной объем часовни. В 1611—1615 гг. украшен каменной резьбой западный фасад и интерьер часовни.
Авторы резьбы — Ян Пфистер, Гануш Шольц и, возможно, Андрей Бемер. В планировке композиции здание являет собой куб, завершенный ренессансным куполом на восьмерике, который сближает ее с украинской монументальной архитектурой. Венчает часовню купол с фигурой печального Христа, сидящего в Гефсиманском саду.
Главный (западный) фасад украшен сюжетными рельефами на евангельские темы, расположенными по принципу композиции украинских иконостасов. Северный фасад оформлен рельефом «Георгия Победоносца» (в укр.- «Юрий Змееборец») - покровителя семьи Боимов - Живописные портреты ктиторов - Георгия Боима и его жены Ядвиги - украшают восточный фасад (со стороны ул. Галицкой). (Греч. ktítōr, буквально - основатель, создатель) т.е. лицо, на средства которого построен или заново убран (иконами, фресками) храм. Эти две фрески - портреты XVII века - являются очень ценным памятником живописи.
Главный фасад выглядит сплошным каменным рельефом. В его композиции гармонично слиты архитектурные детали - полуколонны, покрытые геометрическими и растительными орнаментами низкого плоского рельефа, антаблемент с архитравом, фризом и карнизом и рельефы на сюжеты «Страстей». В нижних ярусах и в нишах, обрамленных колоннами, стоят скульптурные изображения апостолов Петра и Павла, пророков и других персонажей, выполненные в стиле Возрождения. Именно эта насыщенность резьбой, заполняющей всю плоскость стены, напоминает композиционным решением иконостасы украинских церквей. Боковые фасады декорированы лишь пилястрами и пышным, резным в камне антаблементом. Пышный скульптурный декор ставит сооружение в ряд с интереснейшими памятниками мировой культуры.
Интерьер также поражает богатством рельефов и скульптурного декора. Он насыщен скульптурой на сюжеты евангельских сцен, а также надгробными портретами ктиторов. Кессоны купола богато украшены розетками и скульптурой.
Тема «Страстей», воплощенная в резьбе второго яруса главного фасада часовни, продолжается и в сюжетных композициях алтаря. В них отразилось эсхатологическое содержание основного идейного замысла часовни - как усыпальницы.
Восточную стену занимает композиция из местного известняка и стюкко (лепные рельефы, с добавлением в гипс мраморной или гранитной крошки) в верхних ярусах. Она создавалась постепенно: нижний ярус более сдержанный, выполнен неизвестным скульптором, средние более эмоциональные, принадлежат резцу Г. Шольца, верхняя часть, вероятно, создана Я. Пфистером.
В рельефах отображены сюжеты Ветхого и Нового заветов. Центральная композиция алтаря —«Молит о чаше». Привлекают внимание также красивые, с сочной рисованной орнаментикой лавы по обе стороны алтаря, выполненные предположительно в 1736 г.
Отмечается сходство часовни Боимов с известной часовней Сигизмунда возле Вавельского кафедрального собора в Кракове.