Архитектура Хорватии
В Хорватии тесно переплелись культурные традиции Запада и Востока. Другой важной чертой Хорватии, говоря современным языком, является высокий уровень ее урбанизации на протяжении веков. Сохранились остатки городов, основанных еще в античный или средневековый период.Римская античность особенно ощущается в Пуле (прекрасно сохранившийся амфитеатр I в. до. н.э. - I в. н.э., арка Сергия и храм Августа) и в Сплите (Дворец Диоклетиана, нач. IV в.).
К раннему византийскому периоду относятся Евфразиева базилика в Порече (III - VI вв.) с мозаиками, по художественной ценности сравнимыми с мозаиками Равенны (Италия), а также базилика V - VI вв. в Салоне (современный Солин).
В период независимого хорватского государства (кон. I -нач. XII в.) строились храмы, в которых воплотились как центральноевропейские, так и византийские традиции (ротонда св. Доната в Задаре - одна из самых больших церквей IX в. в Европе; базилики в Задаре и Трогире). Романский стиль проник в Хорватию в конце XII в. из Северной Италии и Центральной Европы, готический - в XIII в. Этот стиль характерен для архитектуры Крка, Раба и Трогира (кафедральный собор и портал Радована, 1240 г.) и для Пазина, Загреба (кафедральный собор XIII в. и церковь св. Марка). В XV-XVI вв. в связи с угрозой османского нашествия усилился рост укрепленных городов (укрепления в Загребе).
В целом же города Адриатического побережья сохраняли регулярный план застройки, унаследованный еще с античных времен, в то время как города Северной Хорватии имели нерегулярную планировку и скученную малоэтажную застройку. В богатых торговых городах на побережье Далмации в средние века сооружались каменные дома, здания городских коммун, базилики с отдельно стоящими колокольнями. Строгие фасады церквей украшались аркатурами. Наивысшим достижением романской скульптуры являются резные двери кафедрального собора в Сплите (1214 г., мастер Андрей Бувина).
Ренессанс определил облик Дубровника, Шибеника, Осора, Пага, Хвара и Корчулы, барокко - Вараждина, Беловара, Вуковара, а в XVIII в. - Риеки, Осиека и Загреба. Дубровник по количеству превосходно сохранившихся до наших дней памятников эпохи Ренессанса - крепостные стены и башни, общественные сооружения, церкви, дома и дворцы (Княжий двор - вторая пол. XV в., таможня и монетный двор нач. XVI в. и др.) - сравним, пожалуй, только с Венецией и другими городами Италии.
Северные города выполняли функции крепостей и возводились исключительно для защиты от нападений турок. Из пятидесяти таких крепостей, по крайней мере, две необходимо посетить: Великий Табор с мощными башнями (XVI в.) и Карловац. В Славонии и в "заповедном" Загорье недалеко от Загреба сохранились многочисленные замки знати. В основном в плане замки имели форму неправильного многоугольника с мощными приземистыми башнями (замок в Вараждине, бывшем столицей Хорватии до ее переноса в Загреб). В Центральной Хорватии черты ренессанса проявились в миниатюре и редких образцах алтарной живописи, испытавших влияние Южной Германии и Нидерландов.
Во второй половине XVI-XVIII вв. строительство на территории Хорватии резко сократилось из-за османского нашествия и австро-турецких войн. Стиль барокко, сменивший ренессанс, пришел в Хорватию и особенно в ее северные города (Вараждин, Пожега, Славонски Брод, Вуковар, Беловар, Дарувар и др.) в сер. XVII в. благодаря итальянским и австрийским зодчим. В стиле барокко построена церковь св. Екатерины в Загребе.
В начале XIX в. появились постройки в стиле классицизма (дворцы, построенные архитектором Б. Фелбингером в Загребе, в том числе и дворец Елачичей). XIX в. ознаменовался также хаотическим ростом городов в результате развития промышленности и первыми попытками введения регулярных планов застройки (в Загребе, 1880-е годы). Впрочем, остальные хорватские города сохраняли средневековую нерегулярную застройку вплоть до середины XX в.
В XIX и XX вв. активнее всего развивался Загреб (общественные строения, парки и Мирогой, пожалуй, одно из самых красивых кладбищ в Европе), а также Осиек и Риека. Руководили строительством общественных зданий в стиле неоренессанса и необарокко в основном иностранные архитекторы (Южнославянская академия наук и искусств в Загребе, здания театров в Загребе, Сплите и Дубровнике). Национальная архитектурная школа начала складываться в начале XX в. В 20-30-е гг. XX в. в хорватской архитектуре господствовали тенденции неоклассицизма (здание биржи в Загребе) и пришедшего им на смену функционализма, близкого к конструктивизму (постройки архитекторов С. Гомбоша и Д. Иблера).
После окончания Второй мировой войны строительство было переведено на индустриальную основу, типовыми зданиями теперь заполнены многие города Хорватии, в том числе и такие, как Загреб, Сплит, Риека и Пула. Примерами современного строительства 60-70-х годов XX в. служат и многочисленные туристические комплексы на Адриатическом побережье, довольно удачно вписанные в ландшафт. Многие из них сейчас реконструируются, часть еще нуждается в модернизации.